Украинский колбаспром на качелях кризиса.

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

kolbasa 040815Динамика выпуска колбасных изделий в натуральном выражении в первом полугодии шла рывками. Если в январе спад производства по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 9,5 %, в феврале - 6,5 %, то в марте был небольшой отскок - 1,4 % прироста.

Второй квартал показал нулевой рост в апреле, падение на 5,5 % в мае и полупроцентный прирост в июне. Сравнивая динамику первого полугодия, можно заметить, что амплитуда колебания сокращается: от 11 процентных пунктов в первом квартале к 6 пунктам во втором.
 Как поведет себя рынок во втором полугодии? Если исходить из привязки сезонных колебаний и накладывая динамику прошлого года на год нынешний, то в третьем и начале последнего квартала следует ожидать некоторого роста объемов производства, полагает директор управления маркетинга Михаил Фоломин. Так, в непростом 2015 году в июле было произведено 20375 тонн разнообразной мясоколбасной продукции, в августе 20040, в сентябре - 20474, то в октябре был достигнут годовой максимум в 20574 тонны. Весьма возможно, что общая динамика этого года будет похожей. В любом случае, третий квартал станет определяющим в оценке состояния отрасли.
 Однако рынок продолжит шатать то вверх, то вниз и дальше. Основной тренд сегодня - уход рынка вслед покупательскому спросу в недорогой сегмент продукции. Производители стремятся чутко реагировать как на сезонные, так и системные колебания, но это удается не всем и не везде. Как свидетельствует статистика, "вверх" ушло только два из восьми видов колбасной продукции. На 1,4 процентных пункта поднялась вареная колбаса, сосиски и сардельки и на 0,8 пункта группа варёно-копчёных, полусухих, сыровяленых и сырокопчёных колбас. Все остальные группы минусовали.
 Соответственно, разнонаправленные движения происходят и в группе 20 крупнейших производителей. Здесь наблюдается зеркальная ситуация: 10 прибавили и 10 снизили объемы производства.
Нешуточная борьба развернулась в сегменте наиболее ходовой колбасной продукции вареной группы. Ее доля в общем объеме производства украинского колбаспрома составила в первом полугодии 2016 года 65,9 % против 64,5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но, похоже, что финал близок - рост объемов исчерпывает свой ресурс и производителям придется как-то определяться…
Перепады в объёмах, ассортименте и группе производителей отразились и на географии производства колбасных изделий. Здесь на первом месте Днепропетровская область с долей в 23 % общенационального производства колбасной продукции, хотя есть полупроцентное снижения показателей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Локомотивом, как и в отрасли в целом, выступает мясная Фабрика "Фаворит Плюс", на долю которой приходится 14,2 % объема производства. Ближайшие конкуренты Днепропетровщины - Донецкая и Полтавская области имеют доли в 16,1 % и 14,3 % соответственно. При этом следует отметить, что выведенные на подконтрольную Украине территорию предприятия мясоколбасной отрасли Донецкой области быстро восстанавливают свои позиции на рынке. В прошлом году доля Донецкой области составляла 10,7 %.
"Переформатирование рынка завершается, - полагает Михаил Фоломин, - Очевидно, что отрасли какое-то время придется работать в условиях неустойчивого равновесия. Но главное, сохранена производственная база и не разрушен потребительский рынок. Поэтому на первое очевидное оживление экономики украинский колбаспром ответит быстрым ростом".